Статьи
Праздник Жен-мироносиц: женский день.
Праздник Жен-мироносиц приходится на самую красивую пору — вся земля в нежном цветении, позади строгости поста, отшумело уже первое ликующее «Христос воскресе!», и в то же время до Вознесения еще много времени. И вот в этом радостном, почти физически ощущаемом «Христос посреди нас» и наступает день, который возвращает нас к той далекой субботе.
И вот раннее утро. Движется в сторону гроба разноцветная стайка. Идут жены, несут миро. Переговариваются негромко между собой. Тревожатся. О чем? Тоже боятся преследования и пыток? Да ведь камень тяжелый у входа — кто им отвалит его, чтобы войти? И это тревожит их сейчас больше всего.
И — радость! Камень отвален, а Его там нет! Только гробные пелены в пустом гробе. И ангел — он их ждал, чтобы сказать: «Что ищете живого с мертвыми? Он же сказал — и вот воскрес! Идите, расскажите ученикам Его, что воскрес Христос! Пусть ждут Его, Он придет…»
О! Идти и рассказать — никто не сделает этого лучше, чем они, женщины! Надо быстрее разнести благую весть, и уж с этой-то задачей они справятся как никто другой. Отчасти, возможно, именно потому и оказались они первыми у гроба. Но только отчасти. Им, что ли, не было страшно? Сосуды немощные — трепетали небось от ужаса. Но все равно — шли, влекомые любовью нерассуждающей, нерациональной, что поверх всякого страха и всякой немощи. В этом утреннем шествии — вся женская суть. Пока мужики размышляют в своих укрытиях — идти-не идти, пора уже или еще не пора, а что будет, если… — эти уже встали, собрались, подхватили кувшинчики с благовониями и пошли. И вот — первыми увидели, что Христос воскрес!
Сила Божия в немощи совершается. Вспомним — вот самарянка Фотина у колодца, жена грешная, пять мужей имела, и тот, кто сейчас с ней, тоже не муж. Долго говорит с ней Иисус, так подробно, пожалуй, ни один другой разговор не описывается в Евангелии. И бросив свой водонос, забыв о воде колодезной, бежит она в свое селение рассказывать о Том, кто обещал ей воду живую, вечную… А потом принимает страшную смерть за свою веру— утопили ее в том же колодце вместе с сыновьями. Какая любовь горела в ее сердце, когда шла она на эту смерть?
Вот жена кровоточивая — «хоть края ризы Твоей коснусь…» — «Велия вера твоя…» А вот другая — долго испытывает ее Господь: «псам ли отдать хлеб, предназначенный детям?» — «Да ведь и псам достаются крохи, падающие со столов…» — «Велия вера твоя…»
А вот блудница, власами своими отирающая Его ноги. Мария, избравшая «благую часть», жадно внимающая словам Учителя.
Все эти истории — о нас и для нас. И это наш — красивый, весенний благоуханный день, день жен-мироносиц. Православный женский праздник. Порадуемся!
Нам очень много дано. И прежде всего — это наша женская душа, умеющая любить любовью нерассуждающей, вопреки всему, и любовь эта — большая сила. Возможно, именно в этой любви очень нуждается сегодняшний мир, в своем гордом рационализме подошедший почти к самому краю.
Поглядим вокруг. Поглядим на себя. От нас многое зависит в этой жизни. А что несем мы сегодня? Миро ли несем в своих немощнейших сосудах, как некий врачующий, утоляющий, умащающий символ? Или пусты они, наши сосуды, как у тех юродивых дев? И что можем сделать, успеть еще сделать, чтобы услышать тихое: «Велия вера твоя, жено…»